Джорджоне. Этап Высокого Возрождения в Венеции
открывает искусство Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, прозванного Джорджоне
(около 1477—1510), сыгравшего для венецианской живописи ту же роль, что
Леонардо для среднеитальянской.
По
сравнению с ясной рациональностью искусства Леонардо живопись Джорджоне
пронизана глубоким лиризмом и созерцательностью. Раскрытию поэтичности и
гармонии его совершенных образов способствует пейзаж, занимающий видное место в
его творчестве. Гармоническая связь человека с природой — важная особенность
творчества Джорджоне. Сформировавшись в среде гуманистов, музыкантов, поэтов,
сам незаурядный музыкант, Джорджоне находит тончайшую музыкальность ритмов в
своих композициях. Громадную роль играет в них колорит. Звучные краски,
положенные прозрачными слоями, смягчают очертания. Художник мастерски
использует свойства масляной живописи. Многообразие оттенков и переходных тонов
помогает ему достигнуть единства объема, света, цвета и пространства. Среди
ранних его произведений привлекает нежной мечтательностью, тонким лиризмом
«Юдифь» (около 1502, Санкт-Петербург, Эрмитаж). Библейская героиня изображена
юной прекрасной женщиной на фоне притихшей природы. Однако странную тревожную
ноту вносит в эту, казалось бы, гармоничную композицию меч в руке героини и
отрубленная голова врага, ею попранная.
В
картинах «Гроза» (около 1505, Венеция, галерея Академии) и «Сельский концерт»
(около 1508—1510, Париж, Лувр), сюжеты которых остались неустановленными,
настроение создают не только люди, но и природа: предгрозовая — в первой и
спокойно-лучезарная, торжественная — во второй. На фоне пейзажа изображены
люди, погруженные в раздумье, словно ожидающие чего-то или музицирующие,
составляющие неразрывное целое с окружающей их природой.
Сочетание
идеального гармоничного с конкретно-индивидуальным в характеристике человека
отличает написанные Джорджоне портреты. Привлекает глубиной мысли,
благородством характера, мечтательностью и одухотворенностью Антонио Брокардо
(1508—1510, Будапешт, Музей изобразительных искусств). Образ совершенной
возвышенной красоты и поэтичности получает свое идеальное воплощение в «Спящей
Венере» (около 1508—1510, Дрезден, Картинная галерея). Она представлена на фоне
сельского пейзажа, погруженная в мирный сон. Плавный ритм линейных очертаний ее
фигуры тонко гармонирует с мягкими линиями пологих холмов, с задумчивым
спокойствием природы. Смягчены все контуры, идеально прекрасна пластика,
пропорционально соразмерны нежно моделированные формы. Тонкие нюансы
золотистого тона передают теплоту обнаженного тела. Джорджоне умер в расцвете
творческих сил от чумы, так и не завершив свою самую совершенную картину.
Пейзаж в картине дописывал Тициан, закончивший и другие заказы, порученные
Джорджоне.
Тициан. На долгие годы определило пути развития
венецианской школы живописи искусство ее главы — Тициана (1485/1490—1576).
Наряду с искусством Леонардо, Рафаэля и Микеланджело оно представляется
вершиной Высокого Возрождения. Верность Тициана гуманистическим принципам, вера
в волю, разум и возможности человека, мощный колоризм сообщают его
произведениям громадную притягательную силу. В его творчестве окончательно
выявляется своеобразие реализма венецианской школы живописи. Мироощущение
художника полнокровно, знание жизни глубоко и многогранно. Разносторонность его
дарования проявилась в разработке различных жанров и тем лирических и
драматических.
В
отличие от рано умершего Джорджоне Тициан прожил долгую счастливую жизнь,
полную вдохновенного творческого труда. Он родился в местечке Кадоре, всю жизнь
жил в Венеции, там же учился — сначала у Беллини, а затем у Джорджоне. Лишь
ненадолго, уже добившись известности, он выезжал по приглашению заказчиков в
Рим и Аугсбург, предпочитая работать в обстановке своего просторного
гостеприимного дома, где часто собирались его друзья-гуманисты и художники,
среди них — писатель Аретино, архитектор Сансовино.
Ранние
произведения Тициана отмечены поэтичностью мировосприятия. Но в отличие от
мечтательно-лиричных героев своего предшественника Тициан создает образы более
полнокровные, активные, жизнерадостные. В картине «Любовь земная и небесная»
(1510-е годы, Рим, галерея Боргезе) на фоне прекрасного идиллического пейзажа
представлены две женщины. Одна из них, пышно одетая, задумчиво-непринужденная,
слушает другую, златокудрую, ясноглазую, совершенная красота обнаженного тела
которой оттенена алым плащом, ниспадающим с ее плеча. Сюжет этой аллегории, так
же как и ряда картин Джорджоне, не имеет единого толкования. Но он дает
возможность художнику изобразить два различных характера, состояния, два
идеальных образа, тонко гармонирующих с озаренной теплым светом пышной
природой.
На
противопоставлении двух характеров строит Тициан композицию «Динарий кесаря»
(1515—1520, Дрезден, Картинная галерея): благородство и возвышенная красота
Христа подчеркиваются хищным выражением лица и уродливостью стяжателя-фарисея.
К периоду творческой зрелости Тициана относится ряд алтарных образов, портретов
и мифологических композиций. Слава Тициана распространилась далеко за пределы
Венеции, и число заказов непрестанно возрастало. В его произведениях 1518—1530
годов грандиозный размах и пафос сочетаются с динамикой построения композиции,
торжественным величием, с передачей полноты бытия, богатством и красотой насыщенных
цветовых гармоний. Таково «Вознесение Марии» («Ассунта», 1518, Венеция, церковь
Санта-Мария деи Фрари), где мощное дыхание жизни ощущается в самой атмосфере, в
бегущих облаках, в толпе апостолов, с восхищением и удивлением взирающих на
фигуру возносящейся в небо Марии, строго-величавую, патетичную. Энергична
светотеневая моделировка каждой фигуры, естественны сложные и широкие движения,
исполненные страстного порыва. Торжественно-звучны глубокие красные и синие
тона. В «Мадонне семьи Пезаро» (1519—1526, Венеция, церковь Санта-Мария деи
Фрари), отказавшись от традиционного центрического построения алтарного образа,
Тициан дает сдвинутую вправо асимметричную, но уравновешенную композицию,
полную яркой жизненности. Острыми портретными характеристиками наделены
предстоящие перед Марией заказчики — семейство Пезаро.
В
1530—1540 годы пафос и динамика ранних композиции Тициана сменяются жизненно
непосредственными образами, ясной уравновешенностью, замедленным
повествованием. В картины на религиозные и мифологические темы художник вводит
конкретную среду, народные типы, точно наблюденные детали быта. В сцене
«Введения во храм» (1534—1538, Венеция, галерея Академии) изображена маленькая
Мария, поднимающаяся по широкой лестнице к первосвященникам. И тут же среди
шумной толпы горожан, собравшихся перед храмом, выделяется фигура старухи
торговки, усевшейся на ступенях рядом со своим товаром — корзиной с яйцами. В
картине «Венера Урбинская» (около 1538, Флоренция, Уффици) образ чувственной
обнаженной красавицы низводится с поэтических высот введением на втором плане
фигур служанок, что-то достающих из сундука. Цветовая гамма, сохраняя
звучность, становится сдержанной и глубокой.
На
протяжении всей жизни Тициан обращался к жанру портрета, выступив новатором и в
этой области. Он углубляет характеристики портретируемых, подмечая своеобразие
осанки, движений, мимики, жеста, манеры носить костюм. Его портреты подчас
перерастают в картины, раскрывающие психологические конфликты и взаимоотношения
между людьми. Уже в раннем портрете «Юноши с перчаткой» (1515—1520, Париж,
Лувр) образ приобретает индивидуальную конкретность, и вместе с тем в нем
выражены типические черты человека Возрождения, с его целеустремленностью,
энергией, чувством независимости, юноша словно задает вопрос и ждет ответа.
Сжатые губы, блестящие глаза, контраст белого и черного в одежде обостряют
характеристику. Большой драматичностью и усложненностью внутреннего мира,
психологических и социальных обобщений отличаются портреты позднего времени,
когда в творчестве Тициана рождается тема конфликта человека с окружающим
миром. Поразителен по раскрытию утонченного духовного мира портрет Ипполито
Риминальди (конец 1540-х годов, Флоренция, галерея Питти), бледное лицо
которого властно притягивает сложностью характеристики, трепетной
одухотворенностью. Внутренняя жизнь сосредоточена во взгляде, одновременно
напряженном и рассеянном, в нем горечь сомнений и разочарований.
Как
своеобразный документ эпохи воспринимается групповой портрет в рост папы Павла
III с племянниками, кардиналами Алессандро и Оттавио Фарнезе (1545—1546,
Неаполь, Музей Каподимонте), обнажающий эгоизм и лицемерие, жестокость и
алчность, властность и подобострастие, дряхлость и цепкость — все то, что
связывает этих людей. Ярко реалистичен героический конный портрет Карла V
(1548, Мадрид, Прадо) в рыцарских доспехах, на фоне пейзажа, озаренного
золотыми отблесками заходящего солнца. Портрет этот оказал громадное
воздействие на сложение барочного портрета 17—18 веков.
В
1540—1550-х годах в творчестве Тициана резко возрастают черты живописности, он
достигает полного единства пластического светотеневого и красочного решения.
Мощные удары света заставляют сиять и переливаться краски. В самой жизни он
находит идеал полнокровной зрелой красоты, воплощенной в мифологические образы,
— «Венера перед зеркалом» (около 1555, Вашингтон, Национальная галерея
искусства), «Даная» (около 1554, Мадрид, Прадо).
Усиление
феодально-католической реакции и глубокий кризис, переживаемый Венецианской
республикой, вызывают обострение трагедийного начала в поздних произведениях
художника. В них преобладают сюжеты мученичества и страданий, непримиримого
разлада с жизнью, стоического мужества; «Мучение святого Лаврентия» (1550—1555,
Венеция, церковь Иезуитов), «Кающаяся Магдалина» (1560-е годы, Санкт-Петербург,
Эрмитаж), «Коронование терновым венцом» (около 1570, Мюнхен, Пинакотека),
«Святой Себастьян» (около 1570, Санкт-Петербург, Эрмитаж), «Пьета» (1573—1576,
Венеция, галерея Академии). Образ человека в них по-прежнему обладает могучей
силой, но утрачивает черты внутренней гармонической уравновешенности.
Композиция упрощается, строится на сочетании одной или нескольких фигур с
архитектурным или пейзажным фоном, погруженным в полумрак; вечерние или ночные
сцены озаряются зловещими зарницами, светом факелов. Мир воспринимается в
изменчивости и движении. В этих картинах полностью проявилась поздняя
живописная манера художника, приобретающая более свободный и широкий характер и
закладывающая основы тональной живописи 17 века. Отказываясь от ярких, ликующих
красок, он обращается к пасмурным, стальным, оливковым сложнейшим оттенкам,
подчиняя все общему золотистому тону. Он добивается поразительного единства
красочной поверхности холста, применяя различные фактурные приемы, варьируя
тончайшие лессировки и густые пастозные открытые мазки краски, лепящей формы,
растворяющей линейный рисунок в световоздушной среде, сообщающей форме трепет
жизни. И в поздних, даже самых трагических по своему звучанию произведениях
Тициан не утратил веры в гуманистический идеал. Человек для него до конца
оставался высшей ценностью существующего. Полным сознания собственного
достоинства, веры в торжество разума, умудренным жизненным опытом предстает
перед нами в «Автопортрете» (около 1560, Мадрид, Прадо) художник, через всю
жизнь пронесший светлые идеалы гуманизма.
Комментариев нет:
Отправить комментарий