Древнейшими
религиозными архитектурными памятниками Японии являются синтоистские и
буддийские культовые сооружения — святилища, монастыри и храмы. Храмовая
архитектура в Японии начала развиваться вскоре после распространения
основных доктрин буддизма в середине VI в. из корейского государства Пэкче.
Для японцев буддийская вера представляла не только новое и чрезвычайно глубокое
мировоззрение, но и одно из наиболее впечатляющих примеров развитой культуры
азиатского континента. К концу VI в. Япониязастраивалась внушительными
монастырями по континентальному образцу, и уже к середине VIII в.
сложилась национальная система строительства храмов.
Пагода
— основной элемент буддийской религиозной архитектуры, который, как и другие
здания храмового комплекса в совокупности со скульптурными и живописными
образами, сохранился как реальное соответствие с идеями веры. Именно в
классический период (VIII-XII вв.) и средневековый период (XIII-XVI вв.)
буддийская архитектура была ведущей во введении новых структурных и
орнаментальных особенностей. Таким образом, буддийские строения имеют решающее
значение не только для японской архитектуры, но и для всего японского
искусства.
Синтоизм,
«путь богов», истинно японская религия. Корни её архитектуры восходят к истокам
японской цивилизации, синтоистские храмы имеют собственные уникальные формы.
Например, конструкция величественного святилища в Исэ воплотила в
себе все лучшее из японских традиций, хотя и отличается эстетической простотой,
впитав наиболее древние формы архитектуры. Планы большего числа синтоистских
храмов приобрели зрелые формы только в VIII в., т.к. в это время Япония уже
находилась под глубоким влиянием буддизма, что обусловило тесную связь двух вер
в истории архитектуры. Так, храм Тосёгу в Никко, мавзолей
первого сёгуна Токугава, выглядит, на первый взгляд, как буддийское
строение из-за тонкого орнамента, хотя и является синтоистским.
Синтоизм
сформировался задолго до обретения японцами письменности и не имел священных
книг, пророков, основателей учения. Отсутствует само учение, что характерно для
язычества. Богами, или по-японски ками (что дословно означает
«то, что находится сверху»), в синтоизме стало все, что может иметь душу.
Позже, и не без влияния буддизма, под нее была подведена определенная
догматическая база.
Анимистическая,
в сущности, религия поклоняется не только антропоморфным божествам, но еще и
одухотворенным элементам природы, в особенности определенным горам и деревьям,
которые внушают благоговение. Ранние святилища не использовали монументальную
архитектуру поздних синтоистских структур. У некоторых, подобно святилищам Мива(префектура
Нара) и Канасана (префектура Сайтама), главным объектом
поклонения была гора, даже сегодня у них нет такого здания, которое можно было
бы отнести к «главному залу» (хондэн), имеющемуся в других синтоистских
комплексах. Они представляют собой огороженные участки, считающиеся священными
местами. Это, как правило, прямоугольная площадка, покрытая галькой, обложенная
камнями и окруженная соломенным жгутом, соединяющим четыре угловых столба.
Действительно, центр святилища Мива представляет собой массивную
скалу на горе Мива. Иногда в середине такого священного места находится
камень (ивасака), или столб, или дерево (химороги). У основания
горы расположен маленький зал для поклонения (хайдэн) и тории,
характерные столбы и перемыкающие их ворота, которые обозначают святыню
синтоизма.
Существующие
синтоистские комплексы начали сооружаться для того, чтобы вознести молитву
божествам за обильный урожай или выразить благодарность за хорошие посевы.
Такие ранние культовые места, прототипы святилищ, были найдены в центре
деревень или около гор, валунов и других мест, где, как верили люди, обитали
боги. Эти святилища представляли собой простые амбары, считающиеся хранителями
жизни и благополучия. Их первоначальные конструкции отличал временный характер.
Форма их неизвестна, но можно предположить, что они схожи со святилищами микоси,
переносимыми на шестах во время праздничных дней в честь урожая. К примеру,
размещение святилищ Касуга и Камо на камнях предполагает,
что первоначально они были передвижными
Буддийские храмовые комплексы различались по
планировке в зависимости от того, строились ли они в горах или на равнине. Для
храмовых ансамблей, построенных на равнине, характерно симметричное
расположение зданий. В горных условиях по самому характеру местности
симметричное расположение зданий обычно просто невозможно, и архитекторам
приходилось каждый раз находить конкретное решение задачи наиболее удобного
расположения сооружений храмового комплекса.
Японский храм-монастырь состоял первоначально из семи элементов:
1) внешние ворота (самон), 2) главный, или
золотой зал (кондо), 3) зал для проповедей (кодо), 4) барабанная или колокольная башня (коро или суро),
5) хранилище сутр (кёдзо), 6) сокровищница, (сёсоин) и, наконец, 7) многоярусная пагода. Крытые
галереи, как и ведущие на территорию храма ворота, нередко представляли собой
примечательные в архитектурном отношении самостоятельные сооружения. Также в
комплекс включались жилое помещение для монахов, обеденный зал.
В
храмовых комплексах внутренняя площадь прямоугольной формы была окружена крытым
крышей коридором, в котором размещались ворота. Всю монастырскую территорию
окружали внешними земляными стенами с воротами с каждой стороны. Ворота
назывались по тому направлению, на которое они указывали. Главными были нандаймон — Великие южные ворота. Внутренние
ворота — тюмон — считались третьими по значимости строениями
в храме после главного зала и пагоды. Самым распространенным типом ворот были
двухъярусные. В периоды Асука и Нара (645-794) главный зал, вмещающий
сакральный объект поклонения, назывался кондо (буквально
— «Золотой зал»), но уже в эпоху Хэйанего
стали называть хондо —
главный зал. Зал для проповедей был местом, где собирались монахи для
получения наставлений, для занятий и участия в ритуалах, он был обычно самым
крупным сооружением в древних монастырях. Вплоть до нашего времени сохранились
залы в храмах Хорюдзи и Тосёдайдзи.
Комментариев нет:
Отправить комментарий