понедельник, 22 декабря 2014 г.

Первые художники Земли. Изобразительное искусство

Памятники первобытной культуры, сохранившиеся до наших дней, представлены главным образом произведениямиизобразительного искусства. Первые рисунки, вероятно, были выполнены самым примитивным образом – пальцами, ветками или костями по мягкой глине. К древнейшим изображениям следует  отнести и оттиски человеческой руки с широко расставленными пальцами, обведенные контуром. 
         Для выполнения  более монументальных изображений художник пользовался крупными каменными резцами. Позднее стала типичной более тонкая проработка контуров. Чаще всего применялись минеральные красители желтого, красного, коричневого и белого цвета, древесный уголь давал чёрный цвет.   
Наиболее распространённым сюжетом первых рисунков  являются одиночные изображения крупных животных. Здесь не просто отношение к зверю как к добыче, это восхищение его силой, красотой, почтение к нему как к покровителю племени. Простые контуры животного великолепно передают динамику движения.  Нередко рисунки были выполнены в натуральную величину и демонстрировали великолепное знание особенностей  строения тела и повадок животного.
Вот почему говорят о реализме искусства первобытного человека. Художник не просто копировал окружающую природу, –  а проникал в суть явлений, отбирал  в ней самое важное. В созданных художественных образах он воспроизводил личные переживания, чувства и мысли.
Взгляните на росписи, обнаруженные в пещерах Ласко.
 Несмотря на великолепные  изображения  бросается в глаза примитивность, которая  сказывается  в отсутствии чувства общей композиции, согласованности.
Если героем палеолитической живописи стало животное, то основным образом палеолитической скульптуры был человек.  В самых различных местах земли найдены статуэтки женщин — «палеолитические Венеры», как их   называют. 
И в этих произведениях нам тоже бросается в глаза одновременно и мастерство и примитивность, только на этот раз примитивность очевиднее. Мастерство — в том, как цельно и сильно почувствована пластика объемов тела: в этом смысле фигурки выразительны и, при своих малых размерах, даже монументальны. Но в них нет проблеска духовности. Нет даже лица — лицо не интересовало,   вероятно,  просто  не  осознавалось как предмет, достойный изображения. «Палеолитическая Венера»   — сосуд плодородия и ничего сверх этого. Она более животна, чем сами животные, как они изображаются в искусстве палеолита. Любопытный парадокс этого искусства: отношение к человеку — преимущественно животное, в отношении к зверю — больше человечности. Человек формировал свой духовный мир через познание и наблюдение внешней природы, мира зверей, который он тогда понимал лучше, осознавал яснее, чем самого себя.
В живописи и графике мезолита и неолита преобладают схематические композиции, запечатлевшие сцены охоты, военные эпизодов, культовые церемонии. Изображения, сопровождавшие устные рассказы, приобретают более условный характер, а правдоподобие отходит на второй план.






Комментариев нет:

Отправить комментарий