Памятники первобытной культуры,
сохранившиеся до наших дней, представлены главным образом произведениямиизобразительного
искусства. Первые рисунки, вероятно, были выполнены самым примитивным
образом – пальцами, ветками или костями по мягкой глине. К древнейшим
изображениям следует отнести и оттиски человеческой руки с широко
расставленными пальцами, обведенные контуром.
Для выполнения более
монументальных изображений художник пользовался крупными каменными резцами.
Позднее стала типичной более тонкая проработка контуров. Чаще всего применялись минеральные
красители желтого, красного, коричневого и белого цвета, древесный
уголь давал чёрный цвет.
Наиболее распространённым сюжетом первых
рисунков являются одиночные изображения крупных животных. Здесь не
просто отношение к зверю как к добыче, это восхищение его силой, красотой,
почтение к нему как к покровителю племени. Простые контуры животного
великолепно передают динамику движения. Нередко рисунки были
выполнены в натуральную величину и демонстрировали великолепное знание
особенностей строения тела и повадок животного.
Вот почему говорят о реализме искусства
первобытного человека. Художник не просто копировал окружающую природу, – а
проникал в суть явлений, отбирал в ней самое важное. В созданных
художественных образах он воспроизводил личные переживания, чувства и мысли.
Взгляните на росписи, обнаруженные в
пещерах Ласко.
Несмотря
на великолепные изображения бросается
в глаза примитивность, которая сказывается в отсутствии чувства общей композиции, согласованности.
Если героем
палеолитической живописи стало животное, то основным образом палеолитической
скульптуры был человек. В
самых различных местах земли найдены статуэтки женщин — «палеолитические Венеры», как их называют.
И в этих произведениях
нам тоже бросается в глаза одновременно и мастерство и примитивность, только на
этот раз примитивность очевиднее. Мастерство — в том, как цельно и сильно
почувствована пластика объемов тела: в этом смысле фигурки выразительны и, при
своих малых размерах, даже монументальны. Но в них нет проблеска духовности.
Нет даже лица — лицо не интересовало, вероятно, просто не осознавалось как предмет, достойный изображения.
«Палеолитическая Венера» —
сосуд плодородия и ничего сверх этого. Она более животна, чем сами животные,
как они изображаются в искусстве палеолита. Любопытный парадокс этого
искусства: отношение к человеку — преимущественно животное, в отношении к зверю
— больше человечности. Человек формировал свой духовный мир через познание и
наблюдение внешней природы, мира зверей, который он тогда понимал лучше,
осознавал яснее, чем самого себя.
В живописи и
графике мезолита и неолита преобладают схематические композиции, запечатлевшие
сцены охоты, военные эпизодов, культовые церемонии. Изображения, сопровождавшие
устные рассказы, приобретают более условный характер, а правдоподобие отходит
на второй план.





Комментариев нет:
Отправить комментарий