понедельник, 22 декабря 2014 г.

Крито-микенская архитектура и живописный декор как отражение мифа и окружающего мира.

В формировании искусства народов, живших в бассейне Средиземноморья, огромною роль сыграло так называемое эгейское или крито-микенское искусство.
Крито–микенская культура зародилась 3-2 тысячелетия до нашей эры, при этом остров Крит и Микены являются главными ее центрами. Также этот период называют минойским – по имени легендарного царя Миноса, при котором остров Крит, занимавший ведущие позиции в регионе, достиг своего наивысшего могущества.
В конце 3 тысячелетия до нашей эры на юге Балканского полуострова и острове Крит складывались первые очаги государственности. Первой европейской цивилизацией явилась критская цивилизация, которая выполнила роль связующего звена между европейской культурой и древними культурами Египта и Месопотамии. Зоной распространения эгейской культуры стало побережье и острова Эгейского моря, а центром – сначала остров Крит, затем – город Микены. В начале второго тысячелетия до нашей эры на нем возникают огромные дворцы. Самый известный и загадочный из них – Кносский дворец, вошедший в историю под названием «Лабиринт», от которого сохранился только первый этаж. Дворец представлял собой многоэтажное сооружение, включавшее 300 помещений на общей платформе. Он был снабжен системой водоснабжения и канализации, имел терракотовые ванны. Дворец был одновременно религиозным, административным и торговым центром, в нем находились ремесленные мастерские. С ним связан миф о Тесее и Минотавре. Учитывая особую роль дворцов, возникшую цивилизацию иногда называют «дворцовой».
Наивысший расцвет критской цивилизации и культуры приходится на 16 – 15 века до нашей эры, особенно во время правления царя Миноса. Минос установил справедливость и порядок в критском обществе и прославился как мудрый законодатель, за что, согласно представлениям древних, он превратился в вершителя суда в загробном мире.
Высокого уровня на Крите достигла скульптура малых форм. В тайниках Кносского дворца найдены статуэтки богинь со змеями в руках, которые полны грации, изящества. Лучшим достижением критского искусства является живопись, о чем свидетельствуют сохранившиеся фрагменты росписей Кносского и других дворцов.

В конце 15 века до нашей эры цветущая цивилизация и культура неожиданно погибают. Причиной катастрофы, скорее всего, стало разрушительное землетрясение и извержение подводного вулкана возле острова Фера.
Города Крита начали застраивать в начале II тысячелетия до н.э. Золотой период цивилизации на острове Крит приходится на эпоху вторых дворцов (Кносский дворец).






Погребальные камеры в Долине царей

Долина царей – это, без всяких сомнений, одна из самых известных и важных достопримечательностей Египта, ежегодно влекущая к себе многотысячные потоки туристов, оставляя у них незабываемые впечатления.
На краю пустыни, на расстоянии примерно трех километров от Луксора, находится охраняемый двумя колоссальными статуями вход в овеянный легендами комплекс античных захоронений египетских фараонов.
Начиная примерно с эпохи Нового царства, властителей Древнего Египта перестали хоронить в пирамидах, а помещали их мумии в секретных подземных погребальных камерах, чтобы защитить места последнего пристанища царей от посягательств расхитителей могил. Но, несмотря на такие меры предосторожности, полностью обеспечить покой мертвых так и не удалось.
Из семидесяти обнаруженных до сих пор погребальных камер, лишь несколько оказались в нетронутом изначальном состоянии. Вокруг старых погребений фараонов витают бесчисленные сказания и легенды.
Одним из наиболее стойких слухов является тот, что почти все участники раскопок могилы Тутанхамона, открытой в 1922 году британским археологом Говардом Картером, по очереди умерли друг за другом при мистических обстоятельствах. Возникла легенда о "проклятии фараонов" и с тех пор ее обязательно рассказывают гиды при посещении Долины царей, да так, что у туристов по спине пробегают полчища мурашек.
Кроме этого знаменитого места, Долина царей имеет еще немало других достопримечательностей: захоронения фараонов Харемхеба и Сети І считаются самыми интересными и впечатляющими из всех некрополей. В Долине царей похоронены почти все фараоны Нового царства, кроме Рамзеса ІХ, последнего фараона этой эры, который приказал построить свою гробницу в долине в скалах, напуганный массовой волной разграблений могил. Но позднее он изменил свои распоряжения, по причине чего до сих пор его погребальная камера так обнаружена и не была.

Долина царей – это одна из важнейших исторических областей Египта. Но погребальные камеры и находящиеся в них экспонаты подвергаются чрезмерным нагрузкам из-за большого потока посетителей. Поэтому, чтобы в определенной степени защитить невосполнимые реликты древности, в день установлена ограниченная квота входных билетов. Кроме того, одновременно открыты для посещения не все погребальные камеры, так как существует необходимость регулярного восстановления климатических условий внутри самих камер. Тем не менее, не стоит упускать шанса собственными глазами увидеть таинственные некрополи с лабиринтами проходов и погребальных камер, чудесные рельефные изображения и уникальные свидетельства древних времен.



Первые художники Земли. Изобразительное искусство

Памятники первобытной культуры, сохранившиеся до наших дней, представлены главным образом произведениямиизобразительного искусства. Первые рисунки, вероятно, были выполнены самым примитивным образом – пальцами, ветками или костями по мягкой глине. К древнейшим изображениям следует  отнести и оттиски человеческой руки с широко расставленными пальцами, обведенные контуром. 
         Для выполнения  более монументальных изображений художник пользовался крупными каменными резцами. Позднее стала типичной более тонкая проработка контуров. Чаще всего применялись минеральные красители желтого, красного, коричневого и белого цвета, древесный уголь давал чёрный цвет.   
Наиболее распространённым сюжетом первых рисунков  являются одиночные изображения крупных животных. Здесь не просто отношение к зверю как к добыче, это восхищение его силой, красотой, почтение к нему как к покровителю племени. Простые контуры животного великолепно передают динамику движения.  Нередко рисунки были выполнены в натуральную величину и демонстрировали великолепное знание особенностей  строения тела и повадок животного.
Вот почему говорят о реализме искусства первобытного человека. Художник не просто копировал окружающую природу, –  а проникал в суть явлений, отбирал  в ней самое важное. В созданных художественных образах он воспроизводил личные переживания, чувства и мысли.
Взгляните на росписи, обнаруженные в пещерах Ласко.
 Несмотря на великолепные  изображения  бросается в глаза примитивность, которая  сказывается  в отсутствии чувства общей композиции, согласованности.
Если героем палеолитической живописи стало животное, то основным образом палеолитической скульптуры был человек.  В самых различных местах земли найдены статуэтки женщин — «палеолитические Венеры», как их   называют. 
И в этих произведениях нам тоже бросается в глаза одновременно и мастерство и примитивность, только на этот раз примитивность очевиднее. Мастерство — в том, как цельно и сильно почувствована пластика объемов тела: в этом смысле фигурки выразительны и, при своих малых размерах, даже монументальны. Но в них нет проблеска духовности. Нет даже лица — лицо не интересовало,   вероятно,  просто  не  осознавалось как предмет, достойный изображения. «Палеолитическая Венера»   — сосуд плодородия и ничего сверх этого. Она более животна, чем сами животные, как они изображаются в искусстве палеолита. Любопытный парадокс этого искусства: отношение к человеку — преимущественно животное, в отношении к зверю — больше человечности. Человек формировал свой духовный мир через познание и наблюдение внешней природы, мира зверей, который он тогда понимал лучше, осознавал яснее, чем самого себя.
В живописи и графике мезолита и неолита преобладают схематические композиции, запечатлевшие сцены охоты, военные эпизодов, культовые церемонии. Изображения, сопровождавшие устные рассказы, приобретают более условный характер, а правдоподобие отходит на второй план.